Каким будет наше будущее с развитием технологий? Насколько плохо быть в тесном взаимодействии с гаджетами? Как именно и за счет чего экраны захватывают наше сознание и сознание наших детей? Нужно ли этому противостоять или разумнее играть в одни ворота с «врагом»? Ответы ищем в этой статье.
Фото: Ал Лапковский
Уже почти избита тема о том, что детям вредно играть в компьютерные игры. Но что делать-то? Забирать гаджет или нет? И если забирать, то что давать взамен? Ведь ребенок, который «подсел» на игры, ощущает внутреннюю пустоту в тот момент, когда он лишен своей «дозы» гаджетов.
Тема нешуточная: гаджето-зависимость действительно напоминает наркотическую, и это подтверждается научными исследованиями.
Но почему исследования есть, а запрета на использование детьми гаджетов нет? Если это наркотик, и это подтверждено, то почему он доступен неокрепшему детскому организму? Означает ли это, что исследований недостаточно для того, чтобы поверить в абсолютный вред взаимодействия детей с экраном?
Начнем с того, что у всех детей разный уровень восприимчивости и устойчивости относительно разного рода зависимостей, необязательно это зависимость от гаджетов. В подростковом возрасте проявляются слабости. И если так случилось, что у ребенка к этому времени нет крепкого стержня, если ребенок безволен и не способен противостоять соблазнам, то…
…уж лучше гаджетозависимоть, чем алкоголизм или наркомания. Это к вопросу о подростках, с ними сложнее. После 13 лет уже невозможно воспитывать ребенка так же, как раньше. И уже сложно поменять что-то в мировоззрении подростка, можно лишь молиться и продолжать верить в то, что «все пройдет», если проблема с зависимостью имеется.
Как сделать так, чтобы этой проблемы не возникло?
Ведь какое счастье, если ребенок еще не подросток, и еще можно повлиять на то, чтобы он укрепился внутри, чтобы он научился противостоять «затягивающей силе гаджетов», да и вообще любой «затягивающей силе». Можно ли научить ребенка противостоять внешним негативным факторам?
Тут возникает два аспекта:
- Что за сила в этих гаджетах? (как именно она воздействует, чему именно мы хотим противостоять
- Надо понять, что именно укрепляет ребенка? (формирует его стержень/самодостаточность/индивидуальность)
Давайте по порядку рассмотрим оба пункта.
1. С чем имеем дело?
Га́джет (англ. gadget — штуковина, приспособление, устройство, безделушка)— небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека (Википедия).
Таким образом, любое приспособление, облегчающее жизнь человеку, можно назвать гаджетом. Если отбросить указание на размеры устройства, то
— Это и пульт от телевизора, который помогает не ходить.
— Это и посудомоечная машинка, которая облегчает процесс мытья посуды.
— И стиральная…
— Список можно продолжать.
Этот ракурс рассмотрения важен для понимания той силы, которая изначально призвана помогать/облегчать жизнь человека. В век высоких технологий все люди хотят усовершенствовать свой быт. Работающая электрическая розетка в данном случае является самым главным гаджетом, позволяющим работать всем остальным приборам, улучшающим качество жизни человека.
По сути своей гаджет — вы это видите — не является злом! У него даже есть своя миссия по улучшению человеческой жизни.
— Так в чем же проблема?
Проблема начинается в тот момент, когда гаджет (по любой причине) не работает. Например, сломалась стиральная машинка. Если вы когда-нибудь стирали руками, то сможете без стиральной машинки постирать самые необходимые вещи? — Конечно! А если вы никогда не стирали руками и не знаете, что это возможно? Как тогда вы будете себя чувствовать? Что тогда произойдет? (пусть каждый пофантазирует относительно своей ситуации)
«Причем здесь планшет?» — спросите вы, какова взаимосвязь?
Сейчас поймете:
Бывает ли зависимость от пользования стиральной машинкой? Абсурд, не так ли? Мы пользуемся ей только тогда, когда накапливается достаточное количество белья, да? И если необходимости включать ее нет, то мы не будем этого делать.
А вот экран (телефона, ноутбука, планшета) прямо-таки манит! Даже в выключенном состоянии он как будто имеет над нами власть. Когда он сломался или потерялся, человеку прямо-таки некомфортно. Если он просто выключен, то он будто сам зовет его включить. Он призывает к себе, его слова звучат в нашем сознании (или подсознании… у кого как…)
— «Посмотри, нет ли сообщений?» — такой зов из соц.сетей и из электронной почты присутствует, согласитесь. Но является ли прочтение сообщений действительно важной задачей на тот момент?
— «А что там в новостной ленте?» — возникает запрос у нас в голове, но он тоже не имеет под собой решения какой-либо проблемы, жизненно важной.
— «Включи меня просто так, ведь ты все равно ничем сейчас не занят!» — это уже более настойчивый призыв от гаджета, связанного с интернетом. И это абсолютный обман, между прочим! Если человек позволит гаджету так управлять своим сознанием, то никаких дел сделано не будет. Более того, постепенно стирается из памяти даже сама необходимость что-то делать.
.
Здесь уместно привести такой образ: будто бы мухи кружат над головой, их много, они назойливы. Они мешают сосредоточиться. Всё это призывы от тех функций, которые вложены в планшеты, телефоны, компьютеры. Они как будто ведут свой собственный образ жизни и все время пытаются навязать свои «услуги».
Теперь к вопросу о том, как же этому противостоять? Ведь некоторые люди (и даже дети) это могут. Не у всех же есть гаджетозависимость?
2. Что именно укреплять в ребенке?
Давайте поставим вопрос именно о том, что может противостоять тем призывам, которые исходят от гаджетов.
Чтобы «мухи» не одолевали или не смогли отвлечь от дел, нужно укреплять в себе четкую картинку тех дел, которые необходимо сделать. Но это для взрослых.
Способен ли ребенок ясно и четко представлять себе те дела, которые ему нужно сделать, с оглядкой на то, что большинство из этих дел являются навязанными ему? Я говорю о тех делах, которые взрослые просят сделать или тех делах, которые считаются обязательными для ребенка, хотя могут не лежать в сфере его желаний.
Ребенок, как правило, испытывает трудности с тем, чтобы заставить себя сделать дело, которое он не хочет делать. И это не значит, что нужно предоставить детям возможность «не хочешь — не делай», есть вещи, которые не стоит разрешать (в каждой семье свой набор правил).
Но нужно учитывать, что те самые «мухи», которые отвлекают нас, взрослых, на детей действуют гораздо сильнее. Мысль о недоигранном раунде, о недосмотренном мультике, о следующей серии, о возможном бонусе, о прохождении уровня, об улучшении своего инвентаря, о новых функциях в игре, о том, как товарищи проходят этот же путь… заставляют ребенка быть рассеянным. Он уже не помнит, о чем его просили и насколько это важно, он уже не понимает, что может играть во что-то другое, невиртуальное…
Вот основной вопрос: как помочь ребенку противостоять этим «мухам»?
Для этого его собственные мысли и желания должны быть сильнее, чем те, которые навязаны играми и мультиками. И родиться эти желания должны изнутри. Мы должны лишь создать условия для того, чтобы ребенок сам понял и осознал, что он умеет играть без планшета (компьютера), что он умеет общаться без соц.сетей, что игры с ребятами во дворе куда круче, чем игры на планшете.
Сравнение «детства 90-х» с сегодняшними днями
Как ребенку получить весь этот опыт, если он уже привык к гаджету?
Вспомните о том, что если ломается стиральная машинка, то единственным спасением будет умение стирать руками. Если этого умения нет, и нет даже представления о том, что это возможно, то может возникнуть глубокая депрессия.
С гаджетами — почти то же самое. Если из жизни пропадает гаджет, то единственным спасением будет умение играть и общаться без гаджета. Современным детям бывает непросто добыть навык «живого общения». И это ведет к тому, что дети, которые уже много и долго общались с гаджетами, и которым вдруг запретили это делать, впадают в депрессию, психозы, отчаяние. В таком состоянии невозможно учиться, общаться, и вообще чего-либо хотеть. Это состояние подобно ломке наркомана.
И насколько это будет результативно, если просто изъять гаджеты из вашей жизни? Ребенок все равно столкнется с ними в общественных местах (двор, школа, кружки…) И у него может возникнуть стойкая привязанность к такого рода досугу, даже если в семье это не принято.
Что же делать?
Взращивать умение противостоять! Нужно, чтобы у ребенка внутри было что противопоставить. Чтобы он ощущал (не без вашего участия, конечно), что он молодец и без гаджетов! Что его спектр увлечений и побуждений что-то сделать в этом мире распространяется далеко за пределы экрана.
Нужно давать ребенку так много возможностей для общения и совместных игр, чтобы у него сложились стойкие навыки, помогающие ему жить без планшета. Дети разные, кого-то будет тянуть к экрану больше, кого-то меньше, но главное, чтобы у ребенка в его жизни было что-то, что можно противопоставить игре на планшете и просмотру видео. Надо, чтобы ребенок был чем-то увлечен, надо, чтобы его глаза горели…
Неубедительно, да?
Как заставить его играть в настольные игры, если не с кем… Как убедить, что игры во дворе лучше, чем в планшете, если даже на улице дети сидят и пялятся в экран чьего-нибудь телефона? Как дать ребенку правильный образ для подражания, если у самих родителей возникает дискомфорт при отсутствии доступа в интернет?
Запретить ребенку? Убрать из своей жизни? Но ведь все равно это будет доступно в социуме, даже если дома этого нет…
И чем глубже погружаться в тему, тем больше подобных «но» возникает.
На заметку:
Билл Гейтс, основатель Microsoft, не разрешал своим детям пользоваться мобильными телефонами, пока им не исполнилось 14 лет.
Стив Джобс, который был гендиректором Apple вплоть до своей смерти, в 2011 году рассказал New York Times, что запретил своим детям пользоваться iPad. «Мы стараемся предельно ограничивать использование технологий у себя дома», — сказал Джобс корреспонденту.
Эта горячая тема всегда вызывает множество споров, потому что в ней всегда возникают тысячи «а как же»…
«А как же...»
— бабушки, которые все равно разрешают ребенку безлимитно пялиться в экран?
— сверстники, которые все равно покажут, дадут поиграть, «подсадят»?
— общественные места, где ребенок неминуемо столкнется с этим?
— в конце концов, современные навыки, которыми просто необходимо владеть будущему взрослому, ведь нас окружает мир технологий, а может, у него талант к программированию?
— как заниматься своими делами в тишине, если ребенок всегда с вами?
— как отдыхать и «расслаблять мозг», если запретить себе просмотр видео?
Может, не так это и плохо?
Если вы анализируете происходящее вокруг, наверняка вы заметили, что постепенно происходит общее «отупение населения». Поколение играющих детей — это бесперспективное будущее вплоть до вымирания. Притупляется даже инстинкт размножения — дети не интересуются противоположным полом, созданием семьи… их не привлекают романтические отношения в реальности. Им нравится лишь флиртовать в сети. Ни о каких живых встречах и речи быть не может. Подростки перестают жить в реальности совсем. Вот здесь и есть основной разрыв в развитии. Те, кто продолжают быть зависимыми, перестают мыслить, хотеть жить…
И те, кто способен не быть вовлеченным в виртуальный мир, смогут продолжить человеческую популяцию.
Таким может стать наш мир через пару десятков лет:
Реально ли решить эту проблему, если зависимость уже сильная?
Я знаю детей, которые крадут гаджеты у старших братьев, чтобы похвастаться в детском саду. Я постоянно вижу детей, которым дали планшет «лишь бы не мешал» или еще хуже «чтобы ел». Многие родители так и продолжают внедрять гаждет в мир ребенка, даже если это еще совсем малыш, несмотря на предостережение ВОЗ.
Количество времени, которое можно проводить за гаджетами, зависит от возраста малыша. Так, до 2 лет детям лучше не давать гаджеты вообще, а детям постарше — до 4 лет — сидеть за экранами можно лишь час в день.
(Всемирная организация здравоохранения)
Да, есть родители, которые уверенно заявляют «У нас проблем с гаджетами нет!» Перед этой статьей я проводила опрос и лишь немногие родители смогли ответить подобным образом.
Большинство же людей все-таки хотело бы знать, возможно ли решить эту проблему?
Я не из тех родителей, которые знают всё и сразу. Я прошла путь от совершенного неведения к пониманию что на что влияет… то есть сначала, когда родился мой ребенок, я вообще не знала ни о каком вреде никаких экранов (я, правда, даже не знала, что новорожденному необходимо много спать, и однажды испугалась, что он стал закатывать глаза… вызвала скорую, а он просто засыпал так…) У нас были и мультики, и игры в телефоне, и развивающие приложения для малышей. Все было… и постепенно нам нужно было признать факт наличия стойкой зависимости ребенка от мультиков и игр на телефоне. Он вообще не мог ни секунды заниматься чем-то, не упоминая о том, что он хотел бы поиграть/посмотреть.
Проблема заключалась еще и в том, что по времени сыну никогда не было достаточно. Он не мог остановиться, не мог выполнить договоренности о времени, отведенном на гаджет. Его состояние во время выключения экрана было очень нервозным. Мы ругались, ссорились. Мы снова и снова пытались договориться… но куда там… зависимость была сильнее договоров.
В один прекрасный момент я взяла себя в руки и начала делать уверенные шаги к тому, чтобы побороть привязанность к гаджетам. И это стало точкой отсчета в решении нашей проблемы.
Самое главное лечение, которое нам помогло, это период — 6 недель без гаджетов. После этой крутой меры ребенок изменился, он стал спокойнее, сумел найти другие интересы. По истечении срока мы не сразу вводили гаджеты в жизнь. Мы смотрели вместе с ребенком, насколько он может справиться с этим. Если его захватывало слишком сильно, то мы уменьшали время просмотра. Бывало даже так, что мы смотрели полнометражный фильм несколько дней по 15 минут. Но это было лишь самое начало пути.
Хэппиэнд
Сейчас я уже почти забыла, что значит «проблема экранной зависимости» у ребенка. Потому что сейчас в нашей семье выстроена четкая система правил, которую мы выстраивали вместе, последовательно и постепенно.
Система держится на четких договорах. Ребенок почти идеально справляется с тем, чтобы прекратить игру именно в тот момент, о котором договаривались. Он сам следит за временем и сам приносит мне гаджет. Сфера его интересов расширяется, дополняется новыми. Сейчас ему 11 лет, скоро «сложный возраст», и я считаю его спасенным вовремя))))
Но конечно, это результат длительной пошаговой работы. Это небыстрый путь. Были и истерики, и откаты, когда мы понимали, что, похоже, «лечение» надо начинать сначала. Но сейчас я вижу стойкий результат. Прошло более двух лет нашей «работы над собой». За это время было много пройдено, и я очень хотела бы поделиться тем, что возможно сделать, если проблема с гаджетами все-таки присутствует у вашего ребенка. Ведь мы тоже столкнулись и с бабушками, и с телефонами во дворе, и с тем, что ему непременно нужен смартфон, а не кнопочный телефон. (На данный момент совершенно спокойно обходится с кнопочным, доступ к гаджетам имеет, справляться с затягивающей силой научился).
Желаю вам успехов и верных решений на пути родительства!
© Татьяна Григорян, проект «Учим по-другому».
Все права защищены, при копировании просим указывать ссылку на автора и проект.
Проект "Учим по-другому"
ИП Григорян Татьяна Юрьевна
ИНН 470317787907
ОГРНИП 320470400070384
Проект "Учим по-другому"
ИП Григорян Татьяна Юрьевна
ИНН 470317787907
ОГРНИП 320470400070384
Все права защищены.
2024-2025
авторизуйтесь